Новости / Роман об обычных, ничем не примечательных людях поколения шестидесятников стал для Улицкой поводом высказать собственные политические взгляды и ответить на один из классических русских вопросов: «Кто виноват?»Об инфантильности диссидентов написала Людмила УлицкаяНовая книга Людмилы Улицкой «Зеленый шатер», заявленная романом, по жанру не совсем похожа на роман. Скорее это сборник рассказов о людях, чьи школьные годы совпали со смертью Сталина, молодость— с расцветом диссидентства в 1960–1970-х годах, а зрелость— со смертью Иосифа Бродского. Герои рассказов, три москвича-одноклассника, Илья, Миха и Саня, подружились еще в школьные годы. Улицкая то сводит их вместе, то описывает по отдельности жизнь каждого из них, их жен или возлюбленных. Неспешность Диккенса Сюжет в рассказах развивается неспешно, как в романах Диккенса. Написаны они с не меньшей, чем у английского классика, любовью к традиционной литературной школе. Внешность героя и окружающих его людей, происходящие с ними истории выписаны до мельчайших подробностей. Немало авторских описаний достается персонажам, которые встречаются лишь одному из героев и, в сущности, не имеют отношения ни к его жизни, ни к развитию основного сюжета. Они дополняют историю деталями, врезающимися в память. Так, в одной из глав «Зеленого шатра» родственница Ильи, грузинка по имени Нино, оказывается одной из плакальщиц, которую привезли из Грузии на похороны Иосифа Виссарионовича, но погребальный плач отчего-то отменили. Улицкая пишет о времени, которое отлично знает, вплетая в ткань своего романа знакомые ей приметы быта и той жизни, о которой люди другого поколения могут узнать разве что по рассказам или музейным экспозициям. Да и сам роман очень похож на семейный альбом фотографий— не зря Илья в «Зеленом шуме» так увлекается искусством фото. Неспешно перелистывая страницы, видишь портрет Ильи на фоне толпы на похоронах Сталина, тройку друзей в антураже Московского фестиваля молодежи и студентов, или подмосковных дач, где тиражировали самиздатовские книги. В нынешнем году Людмила Улицкая стала лауреатом литературной премии французской писательницы Симоны де Бовуар Порой писательница специально подчеркивает, что в ее книге речь идет о давних событиях и что она и сама знает наперед, чем закончится история. В такие моменты Улицкая как будто «забегает в будущее», несколькими строками намекая на то, что случится через энное количество страниц. Под колесами государственной машины Илья, Миха и Саня— люди поколения «шестидесятников». Поколения, которое как будто вдруг вышло на волю из душной и темной тюремной камеры и чуть не ослепло от окружающего их света. В нем были свои герои, но роман Улицкой вовсе не о них, а о людях ничем не выдающихся. Тех, кто волею судеб был вовлечен в движение диссидентов и противостоял государственной машине вовсе не по идейным убеждениям, а просто в силу жизненных обстоятельств. Само диссидентское движение в романе тоже напрочь лишено романтического ореола. Улицкая напоминает о том, что оно объединило людей с разными убеждениями. Собирались на кухнях и читали самиздатовскую литературу те, кто всерьез верил в коммунистическую идеологию, считая, что правительство очернило ее идеалы, и те, кто грезил о создании какого-то нового, справедливого общества. Оказались в диссидентских рядах и люди, мечтавшие только о свободе вероисповедания или о независимости своей страны. Неудивительно, что движение вскоре раскололось, покрывшись трещинами ссор и взаимных обвинений. Страдало оно и от бездумного упоения свободой, и от пьянства, так коробящего иностранцев. Хотя было, конечно, и то, что сближало этих разных людей. К примеру, свобода мышления и неприятие попыток государства всех уравнять, превратив в безликую массу— люди становились мишенью для государственной машины. Не зря из тройки друзей судьба благополучно сложилась только у одного, музыканта Сани, которому фиктивная женитьба помогла уехать из СССР. В интервью, связанных с выходом романа «Зеленый Шум», Улицкая высказывает свою позицию более резко и определенно Подростки, закамуфлированные под взрослых Одной из ключевых тем романа становится «стратегия пробуждения». Говоря научным языком, это инициация— превращение мальчика в мужчину, его переход от детской жизни к взрослой. Эту стадию, считает писательница, большинство мужчин из ее окружения так и не преодолели. «Мы живем в обществе невыросших людей, подростков, закамуфлированных под взрослых»,— говорит в книге Виктор Юльевич, наставник трех друзей, их учитель по литературе. «Невыросшие люди» относятся к жизни, как к игре, верят, что все в ней можно в любой момент начать с начала и переписать с чистого листа. А жизнь в ответ неумолимо расставляет все точки над i. Илья умирает в Мюнхене от рака, Миха в Москве выпрыгивает из окна. Но есть в романе и совсем другая категория людей. Абсолютно взрослых, циничных, меняющих окружающий мир по своему усмотрению. Диссиденты для них— люди «на одно лицо— как китайцы». Читая роман, задумываешься о том, почему свободомыслие 1960-х так быстро сошло на нет. Почему поколение шестидесятников не воспитало себе смены, и хозяевами жизни сейчас чувствуют себя совсем другие люди? В «Зеленом шатре» писательница не отвечает на эти вопросы, а только ставит диагноз, не предлагая лекарства от болезни, которой страдает нынешнее общество. У нас находят:
5 комментариев рокер / 23 января 2011 / 16:19 ну вот еще один писатель занающий всю правду о былых временах и о том как же было хуево всем жить,зато сейчас все живут прекрасно уже мы наблюдаем плоды демократии а что будет дальше можно только догадыватся,лучшебы писали о том как сейчас все хуево а не о том как было раньше что было то прошло!! Аноним / 23 января 2011 / 16:23 о том что сейчас хуево писать нельзя,и причины просты,нельзя дескридетировать власть за это можно поплатится,это свиду у нас свободная страна как только ты переходишь черту и и массы людей начинают осознавать реальность это может стать для них негативным аспектом.. вася / 23 января 2011 / 16:25 я тожа думаю что не стоит в пятьсотый раз перемывать кости того что было очень давно,для чего это нужно не понятно.... пиши о настоящем а не о прошлом это будет справедливо на мой взгляд Лера / 11 февраля 2011 / 13:00 Зная историю можно предугадать будущее. Улицкая гениальна. Ее тексты написаны одновременно просто, без витиеватых примочек, коим страдают многие современные авторы, но в то же время они очень глубоки. Такие емкие, такие точные. Она "вкусно" пишет, читаешь взахлеб. Моя преподавательница по литературе посоветовала прочесть "Искренне ваш Шурик" Л. Улицкой - теперь это мое любимое произведение и моя любимая писательница. Ее книги сравнимы с классикой. антон / 3 апреля 2011 / 13:44
Улицкая - типичная графоманка, очень правильно раскрутившая свой брэнд, читающий её всегда будет уютно чувствовать себя интеллектуалом. Её язык и стиль - все та же гладкопись совковой научно-технической интеллигенции, плюс мутная идеология дозволенной фронды. Полное УГ. |
"Табор уходит" / Татьяна 35 кило надежды / NeooDrile Memow, или Регистр смерти / Glennfus Книга:Санькя / ArtemAGFa Недотепа / DvaCAxops Энн Райс "Плач к небесам" / Dorisloort 7 лучших книг, меняющих жизнь / Игорь У нас находят: |